ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Гид по композиторам: Сверлия атакует! Ты кто такой?


Список авторов и участников сверлоперы возглавляет легендарный режиссер и в нашем случае — либреттист Борис Юхананов. В отличие от оперных либреттистов прошлых веков он не только предложил композиторам готовое либретто, но и настоял на том, чтобы они ни слова в нем не поменяли, а так в опере бывает редко. За ним следуют замечательный сценограф, один из создателей Музея Дизайна Степан Лукьянов, конструктор костюмов Анастасия Нефедова, дирижер Филипп Чижевский, три превосходных и уникальных ансамбля -- Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), N'Caged и старинщики Questa musica, у каждого из них в опере своя роль и свое поле деятельности. И, наконец, шесть композиторов. Шесть разных авторов и непохожих композиторских языков на 7 с половиной часов новейшей музыки в пяти оперных сериях (одна из них состоит из двух историй двух сочинителей, поэтому частей в сериале меньше, чем композиторских имен).
Все они видят жанр сериала одинаково: по общему мнению мы видим и слышим оперу-роман (как бывают оперы-балеты, оперы-оратории, оперы-инсталляции, и так далее). Иными словами, музыкальная форма спектакля так же принципиальна и основательна, как литературная. Но именно композиторы — главные герои новой юханановской истории.

Все шестеро принадлежат к новой элите современной композиторской музыки, все являются ключевыми фигурами российского культурного ландшафта, все сознают себя участниками не только местной, но и международной композиторской сцены, вне зависимости от того, насколько сильно встроены в мировой, главным образом, европейский культурный контекст. Исполняются на престижных международных фестивалях, выполняют заказы самых важных европейских ансамблей, получают авторитетные в мире премии, ставятся в театрах и звучат в концертах.
Авторы "Сверлии" представляют композиторское объединение СоМа (или "Сопротивление материала"), манифест которого в 2005 году взорвал мозг традиционалистам и в корне изменил музыкальную ситуацию в России. Но главное, они не только изощренные профессионалы, высоколобые интеллектуалы, но еще отменные пропагандисты новейшей музыки, кураторы, координаторы, продюсеры, аналитики, эксперты, блестящие рассказчики, в конце концов.
Всем шестерым форма существования новой музыки в башне из словой кости, где на недосягаемой для смертных высоте в окошке тлеет огонек высокой культуры, его можно увидеть, но невозможно погреться рядом без специального пропуска или диплома, — не кажется соблазнительной. Жизнь и любовь куда привлекательней высокомерной замкнутости высокого искусства. Поэтому эти люди, однажды открыто потребовав от государства поддержки современной музыки, ансамблей, фестивалей, школ и вызвав своим обращением взрыв полемики, сочувствия и злости одновременно, махнули рукой на филармонические институты и пошли в театры, галереи, кино, на выставочные территории. А там принялись выращивать публику и выстраивать ситуацию едва ли не с нуля. Искушенные профессионалы, они пишут сложную музыку о простых вещах — о любви, о войне, о детстве, об общении, о старинных трагедиях как современных событиях, о современной тревоге как вечной проблеме.
Сами о себе, своей и чужой музыке они говорят чаще, выразительней, яснее и ярче, чем кто-либо говорит о них. Достаточно прочитать интервью в разных изданиях от глянцевых до элитарных, и про конкретные, кажущиеся недоступными пониманию, вещи, ситуации и позиции, все станет мгновенно понятно. Поэтому наш совет — заглядывая в "Сверлию", не пренебрегайте встречами с композиторами, если они появляются в расписании театров или выставочных залов. Там не будет места ни традиционному авторскому кокетству ("полюбите меня беленьким"), ни привычной академической закрытости ("вы тут угадывайте, что я имел ввиду, и каков я на самом деле, с меня — конфетка").


Дмитрий Курляндский

Признанный лидер нового московского композиторского поколения. Идеолог и движущая сила новой музыки в России. Живет в Москве, много работает в Европе. Инициатор и вождь композиторского объединения "Сопротивление материала". Интеллектуал, просветитель, денди и обаятельный герой глянцевых журналов. Выдающийся ученый и смелый практик. Курляндского можно назвать гражданским активистом в сфере новой музыки. По крайней мере без него не возникло бы сюжетов, благодаря которым сложная музыка, не упрощаясь, стала иногда интересной и важной самой широкой, искушенной и не специальной публике и превратилась в неотъемлемую часть жизни современного искусства.
Заботлив к слушателю и коллегам — придумал и провел проект библиотечных презентаций новой музыки "Музыка для чтения", где музыканты играли премьеры, а слушатели читали книжки, тем самым было доказано, что новой музыке не противоречит домашний уют. Водит уникальные "слуховые" экскурсии (так технологически точно и ловко готовится новый слушатель для новой музыки, но поучиться слушать метро и природу полезно и слушателю Моцарта и Шопена). Курирует независимую композиторскую академию в Пермском крае, в г.Чайковский. Автор опер "Астероид 62" и "Носферату" — главного оперного события 21 века в России и первой с начала века современной оперы, заказанной и поставленной обычным российским репертуарным театром.
Курляндский — композитор-конструктивист: если вслушиваясь в его виртуозную утонченную музыку кто-то вспомнит фантазии Татлина или архитектурные чертежи вместо нот соратника Ле Корбюзье Яниса Ксенакиса, кому что ближе, он не будет катастрофически неправ. Хотя конструктивизм Курляндского не требует отвлеченных идей и материалов. Он фокусируется, прежде всего, на самом звуке: на рождении, жизни, замечательных приключениях и смерти звука в разных местах: в теле музыканта, в корпусе инструмента, во времени как в теле музыкальной формы, и обязательно — в ушах и в голове слушателя. Курляндский-композитор кардинальным образом серьезен, но как всякий человек неординарного ума, он обладает обостренным чувством юмора, и в музыке это чувствуется.


Сергей Невский
Еще один лидер московской музыкальной жизни, локомотив музыкальной истории. Безупречный идеалист и щедрый просветитель. Блестящий историк (читать и слушать его рассказы о старой и новой музыке — мало с чем сравнимое удовольствие) и мощный игрок, причем, его амплуа в игре многообразны — он хорош в нападении, уникален в середине поля как распасовывающий и незаменим в защите. Он сам, наверное, с трудом решился бы на самоопределение, кто он, немецкий или московский композитор. Скорее — гражданин музыкального мира. Но если музыкальная жизнь Германии для него часто и дом, и сцена, то Москва — особая забота и его героический сад, на устройство которого, не смотря ни на что, тратится главное количество сил, фантазии и опыта.
Куратор проекта "Платформа", при нем программы "Платформы" сделали новую музыкальную Москву частью всемирной географии искусства. Инициатор и ведущий творческой лаборатории в Центре им. Мейерхольда — благодаря ей новые поколения музыкантов и театральных режиссеров любят друг друга как родные. Часто работает с Кириллом Серебренниковым. Стал первым композитором, чья музыка, сочиненная в 21 веке, поставлена в Большом театре (правда, заказывал оперу Невскому не сам театр, а оперная лаборатория "Опергруппа", но Большой выбирал из предложенных 4 опер 4 авторов, и остановился именно на "Франциске" Невского. Спектакль получил "Золотую маску"). Автор оперного проекта "Аутленд" — хрустально нежного исследования сложной темы аутизма и непростой истории человеческого общения, коммуникации вообще, ее силы и слабости, трудности и необходимости каждому человеку.
Композитор-романтик, создает в нотах и в звуках очень хрупкий, трепетный, акустически утонченный и эмоционально лиричный мир, который, не смотря на видимую беззащитность, обладает тем не менее могучей внутренней цельностью и привлекательностью.
В профессии ценит способность композитора "сообщить нам некий опыт восприятия времени и упорядочивания того хаоса, который на нас сваливается со всех сторон".


Борис Филановский
Еще один отчаянный пропагандист новой музыки, высокого профессионализма, культуры как простора, где есть место настоящей жизни и социальной рефлексии. Защитник ценностей знания и творческой свободы. Петербуржец, живет в Берлине. Человек на редкость превосходно образованный и обладающий настолько мощной позицией, что споры и проекты, затеваемые им в публичном пространстве сносят штампы и шаблоны в разговоре и в искусстве с силой урагана. Просветитель, аналитик редкой проницательности, яркости и наблюдательности, критик, каких поискать. Вдохновитель и организатор эпохальных фестивальных, исполнительских, образовательных и конкурсных проектов, навсегда изменивших петербургскую музыкальную жизнь. Куратор музыкальных программ Новой сцены Александринского театра.
Композитор-концептуалист. Его работу легко узнать по сдержанному, но все же ядерному остроумию, точности музыкальных формулировок и едкой, часто печальной иронии. Редкий для России пример концептуального художника в виртуозно-профессиональном композиторском теле. Легко превращает социальный гротеск в осязаемый, теплый, подчас обжигающий мир музыкальных образов и эмоций. Обожает работать с текстами писаталей-концептуалистов — от Владимира Сорокина до Льва Рубинштейна (опера "Три четыре"), по отношению к которым настолько же бережно внимателен, насколько родственно свободен. Понимает музыку как социальный жест, как прямое взаимодействие с обществом. И в этом он наследник мало известной в России, но влиятельной голландской новой композиторской школы. Действительно, чем Питер не Голландия. И что с того, что нынешнее время в России — вообще не европейские 60-е.


Алексей Сысоев
Один из самых загадочных авторов сверлийской шестерки. Не активист и не организатор. Только творец, причем в самом современном и вечном смысле этого слова, когда творчество не ограничено ни рамками сочинения, ни рамками исполнения. Композитор-молчун, что необычно в наши дни для популярного, магнетически привлекательного, авторитетного автора. А Сысоев — как раз такой: слушатели его музыкой мгновенно гипнотизируются, а восторженные коллеги ценят его примерно так же, как рафинированные профессионалы "Могучей кучки" любили Мусоргского (не стоит искать в этой параллели сходства характеров или обстоятельств, здесь имеет значение исключительно непримиримая экспериментальность целей и материала).
Автор оперного перформанса "Полнолуние", спектакля-лауреата премии "Золотая маска".
Алексей Сысоев — человек с превосходным академическим образованием и глубокими импровизационными интересами -- что резчик по дереву. Из грубого материала он высекает ажурные предметы, настолько же массивные, необъятные, бесконечные, насколько фантазийные, утонченные, плотные по краскам.
Можно воспользоваться другой метафорой и сказать, что Сысоев — композитор-постимпрессионист. И тогда он Гоген и Писарро в музыке одновременно. А его роль на новой композиторской сцене — обживать невиданные земли и видеть нереальные свойства реальности.


Алексей Сюмак
Ученик Александра Чайковского и один из самых успешных московских композиторов-академистов, не живших в Европе, но входящих в исполнительские списки респектабельных европейских ансамблей современной музыки и симфонических оркестров примерно так же регулярно, как в программы московских исполнителей. Автор опер "Немаяковский" и "Станция", представленной на фестивале "Территория" и впервые заявившей об амбициях нового композиторского поколения отчетливо и веско — то есть в нотах и в продукции, собравшей невиданно широкие по тем временам, аудиторию и резонанс.
Автор "Реквиема" (вместе с Кириллом Серебренниковым) — самого мощного музыкально-театрального события нулевых, где музыка, профессионально играющая по строгим правилам европейского академизма, и современный театр вместе затронули темы жизни, памяти, войны и смерти.
Композитор-симфонист, классицист, Сюмак, мог бы быть яркой фигурой примирения между независимой сценой и филармонической, если бы первая росла и крепла, вторая развивалась, и обе они в равной степени интересовались бы новым, не хрестоматийным набором музыкальных впечатлений жителей нашего города. А это, к сожалению, не так.


Владимир Раннев
Родился в Москве, учился в Московской консерватории, в Германии, был стипендиатом в Британии, выигрывал конкурсы в Швейцарии и в Америке, живет в Петербурге, исполняется в Европе и России, пишет, обращаясь ко всему миру. Эстет-народник. Номинант и лауреат премии Сергея Курехина. В прошлом — автор серии популярных женских романов (написаны под псевдонимом). Проповедник и соблазнитель, способный вдохновить на любовь к новому искусству всякую, даже совсем не подготовенную душу. Блистательный знаток художественной культуры прошлого и современности, не находящий между ними разницы в цене. Его манера слышать и понимать звук, традицию и новацию настолько же уникальна, насколько заразительна, а музыка — роскошна и азартна. Сноб и аристократ, в полемике, в музыке и просветительстве Раннев артистичен, остроумен, непредсказуем и не чужд смелого хулиганства, всегда при близком рассмотрении виртуозно устроенного. Автор хрустально выстроенных камерных сочинений, полных изящных эмоциональных бурь и ласкового интеллектуального сарказма, а также прекрасных опер — "Синяя борода. Материалы дела" и "Два акта" по Пригову.
Композитор-постмодернист, хотя постмодернизму так горячо и цельно устраивать музыку не очень свойственно.
Если бы не высочайшая интеллектуальная взвешенность и непобедимое эмоциональное здоровье композитора, мы могли бы, говоря о Ранневе, вспомнить Шумана с его лирическими героями Флорестаном и Эвзебием. В их образах у Шумана воплощались соответственно пылкое буйство и прозрачная нежность, так же у Раннева — сферы фантасмагорического хулиганства и трепетного эстетства выпуклы и разведены. Но мы не будем этого делать, поскольку петербургский композитор, как уже было сказано выше, здоров как мало кто. А что Шуман тоже был не только композитор, но еще выдающийся просветитель и критик, то у нас такой не один только Раннев. По крайней мере, среди вышеописанных героев — таких подавляющее большинство.

Полная версия для ЛИМ. Первая публикация Teatrall.ru