ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Вагнер просит посадки

автор: Майя Крылова
событие: WWW.NIBELUNGOPERA.RU

Коллаж из опер Рихарда Вагнера поставил режиссер театра Дмитрий Бертман по случаю 200-летия со дня рождения немецкого композитора. Праздновать юбилей «Геликон-опера» начала задолго до даты: год назад здесь поставили юношескую оперу Вагнера «Запрет на любовь». Бертману этого показалось мало, и он решил добавить в афишу еще один вагнеровский спектакль. Но главные опусы немецкого гения отменно длинные, и режиссер, видимо, решил, что публика его театра такого не выдержит. Поэтому ограничился «сборной солянкой», в которую вошли вокальные и симфонические фрагменты 13 опер. Экзотическое наименование спектакля объяснили так: «Доменное имя первого уровня ru в названии www.nibelungopera.ru символизирует, что это наш, русский Вагнер».
Действие сильно театрализованного концерта происходит на борту летящего самолета. На сцене стоят настоящие самолетные кресла, о которых в программке сказано: они налетали 10 000 000 км. Действующие лица — пилоты, стюардессы и сотрудники службы безопасности. Они же периодически изображают и пассажиров, когда, завернувшись в клетчатые пледы, дремлют в креслах. В иные моменты сиденья (а также пол) используются для бурных любовных и ревнивых баталий: стюардессы влюблены в пилотов, а те — в стюардесс, но в других. Страстные арии вагнеровских героев режиссером использованы иронически — как выражение бушующего либидо работающих в воздухе авиаторов. А тексты арий, в которых встречаются выражения типа «небесный покой» или «хвала небесам», в этом спектакле стоит понимать и в прямом, и в переносном смысле.
Зрительный зал тоже задействован — он обращен в смесь самолетного салона и взлетной полосы. По ходу действия публике раздают леденцы. В проходах Бертман устроил смешную пародию на предполетный инструктаж: солисты хора семафорили руками, показывая, где выходы, а оркестр в это время наяривал «Полет валькирий». В центре зала стоял прожектор, освещающий «взлетные полосы». У прожектора и спел арию Летучего голландца (из одноименной оперы) лучший исполнитель спектакля — Станислав Швец. Певцы – все – старались как могли, хотя принятое в мире понятие «вагнеровский голос» включает довольно редкое сочетание качеств. Оркестр под управлением Владимира Понькина тоже попробовал Вагнера на зуб. А вот предъявлять упреки в том, что количеством инструментов оркестр составлял примерно половину (а то и меньше) от канонического вагнеровского набора, не стоит. Условия работы в неприспособленном для музыкальных постановок помещении «Геликона» на Новом Арбате таковы, что и при половинном составе оркестра ударные сидели в боковой ложе, а прочие оркестранты играли, едва не задевая друг друга локтями. Но можно представить, с каким размахом Бертман поставил бы Вагнера, будь в его распоряжении технологическая мощь современно устроенного театра. Теперь спектакль перенесен на сцену Большого зала «Стравинский» в реконструированном здании театра на Большой Никитской. Посмотрим, каков теперь будет состав оркестра в оркестровой яме. Что ж, помещение со звездным небом на потолке – подходящий масштаб для оперы про полеты. И для Вагнера.


РБК Daily (с добавлениями)