ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Гений и злодейство

Существует 118 версий смерти Моцарта. Самая известная – гений был отравлен коллегой из зависти. По этому поводу «Геликон» мастерски закрутил интригу. В пресс­-релизе спектакля справедливо замечают: с тех пор как Пушкин припечатал Сальери­-отравителя, никто не верит в его невиновность. И не важно, что историки опровергают достоверность убийства: гений Александра Сергеевича сильнее доказательств. Да и Римский-­Корсаков в своей опере пользовался исключительно пушкинскими строками, наверно, потому, что верил поэту. Тем не менее, театр, сказав «А», отказался говорить «Б». Было объявлено, что постановочная команда (режиссер Илья Ильин и руководитель Дмитрий Бертман) пересматривает традиционный уголовный расклад. У команды возникли сомнения: а вдруг все не так просто? И Моцарт частично виноват в том, что Сальери его убил? В программке написано: «За внешне дружескими отношениями коллег скрывается глубокая трагедия: Сальери тайно завидует, а Моцарт подозревает, что итальянец мешает его карьере при дворе».
На сцене стоит белый рояль. Рядом – подиум, играющий роль трактира, где обедают мнимые друзья, и лобного места, куда то и дело забегает мятущийся Сальери (Дмитрий Скориков). Будут и свечи, и бокалы с вином: в один из них завистник подсыпает яд, извлекая его из недр музыкального инструмента. Оба композитора, олицетворяя одеждой век нынешний и век минувший, носят старинные парики и современные черные костюмы-­двойки. Спектакль еще до премьеры начали сравнивать со знаменитым фильмом Милоша Формана. Мизансцены сделаны так, что зритель догадывается: разница между
Моцартом и Сальери – в том, что у первого есть чувство юмора, а у второго – нет. Смешливый Моцарт (Василий Ефимов) знает себе цену, но ярлык с этой ценой маэстро все­-таки с себя срезал. Сальери же лишен самоиронии.
Оттого музыка приятеля в буквальном смысле пригибает его к земле: страдалец нервно перебирает ноты, а потом судорожно хватается за рояль, падает на колени или рыдает на стуле.
Ильин строит действие на столкновении мужских самолюбий. Оказывается, беспечный творец не совсем беспечен. Он исподволь изводит и без того нервного соперника. Нет, как и у Пушкина, гуляка праздный поет, что они оба – гении, но... с едва заметным равнодушием при упоминании коллеги. В диалоге Моцарт небрежно упоминает мелодию из оперы Сальери, и определение «славная» звучит снисходительно. И вообще, творец волей режиссера занимает на сцене слишком много места, даже валяется на крышке рояля, а честный труженик искусства все время тушуется.
Это «подводное течение» движется ненавязчиво, намеком, воплощая мысль «в театре все и всегда завистники». Правда, не совсем ясно, что именно в музыке (а не в истории вопроса) подвигло режиссера на такой подход. Тем не менее, Ильин переносит концепцию из русской оперы в «Реквием», вставленный перед сценой отравления, для чего действие оперы прерывается. Гений дает злодею рукопись последнего произведения, и если у Римского­-Корсакова Моцарт цитирует фрагмент партитуры, то в спектакле она исполняется полностью.
Моцарт в «Реквиеме» поет партию тенора, а Сальери – партию баса: так, по мысли театра, длится их символическое вечное противостояние.
В коротком финале (который после грандиозного творения Моцарта кажется уже не столь важным) гения, как и положено, травят. Но до этого Вольфганг Амадей, безмятежно выводя трагические рулады, совсем наглеет: молниеносно, под носом соперника, плюхается на стул, который Сальери поставил для себя, и тут же строит глазки партнершам­солисткам, заставляя уязвленного Антонио стоять сзади, словно бедного родственника. Солистки, кстати, были не простые, а примы «Геликона» – Наталья Загоринская и Лариса Костюк. Именно они вместе с хором вытянули всю громаду «Реквиема», а оркестр под управлением Константина Чудовского играл ровно, но, пожалуй, без воодушевления (как будто музыкой Моцарта дирижировал Сальери). За пределами поминальной музыки в опере Римского­-Корсакова эмоциональный Моцарт-­Ефимов пел лучше Сальери­-Скорикова. И собственными ушами слышишь, кто главный.



Новые известия