ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Время действия – сегодня

Премьерой очень простого и одновременно очень страшного спектакля Виктора Рыжакова открылся сезон в Центре им. Вс. Мейерхольда. В его основе — новая пьеса украинского драматурга Натальи Ворожбит, не так давно написанная по заказу шотландского театра Traverse. Время действия — сегодня. Героини — две маленькие женщины — Катя и ее дочь Оксана. Третий, поначалу невидимый, герой — мертвый муж Оксаны, офицер украинской армии Саша.

Всего 50 минут нескладных, обрывочных разговоров «внутри семьи», между живыми и мертвыми — и зрительный зал оказывается в эпицентре чужой сильной боли. Скорбь разлита в воздухе. Сначала Оксана уговаривает мужа «вернуться с того света», затем — остаться. Объявлена «шестая мобилизация», и защищать родину призваны мертвецы. В словах Саши (как всегда прекрасный Александр Усердин) — мальчишеская бравада, почти радость. Ненужный никакой родине, он умер от сердечного приступа. И вдруг 2015 год, война. И его профессия снова востребована. Он НЕОБХОДИМ. Речи женщин другие. Не сентиментальные, почти сухие. Про быт, про «похоронные» деньги, про «вынеси мусор». Отчаяние прорывается в их диалогах только раз — когда обе уговаривают Сашу не возвращаться. Хоронить близкого человека так больно, что больше нет сил. Две прекрасные актрисы Светлана Иванова-Сергеева и Инна Сухорецкая фантастически точны в образах украинок, научившихся воспринимать войну как данность, но не разучившихся при этом чувствовать боль. Они обе живут между двух миров — их мертвец жив, они с ним разговаривают, как с живым. Никакого сумасшествия, мистики или истерик на публику. Просто данность.

Сценография предельна проста — вплотную «прижатая» к зрительным рядам кирпичная стена, на которую периодически выводятся цветные проекции или кинохроника. В финале на ней показывают запись концерта группы Scorpions (того, который случился через год после падения Берлинской стены) — «взрывы» салюта звучат устрашающе. А слова из песни «Ветер перемен» — как издевка. После спектакля зрителей угощают «поминальными» пирожками, приготовленными по всем правилам — с салом, цибулькой и маслом на сковороде. Их запах, как будто запах беды, быстро разносится по театру.



Ваш Досуг