ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
«Другие» среди нас

Режиссер Егор Перегудов поставил на Другой сцене Современника пронзительный спектакль про подростка-аутиста Кристофера Буна по роману Марка Хэддона. «Загадочное ночное убийство собаки» – история взаимоотношений особого ребенка со своей семьей и окружающим миром. Это спектакль, напоминающий нам об особых людях, живущих среди нас, которых так важно услышать, понять и принять, затрагивающий социальную проблему детей с особенностями развития.
Все действие держится на фантастической работе Шамиля Хаматова, который полностью перевоплощается в аутиста, проникает в его физиологию, в мир страхов и одиночества. У Кристофера быстрая, захлебывающаяся речь, расфокусированный взгляд, неконтролируемые движения, он ощущает мир пальцами и широко открытыми глазами. Он не любит, когда до него дотрагиваются, тогда он сжимается в комок и начинает нервно мычать. У него потрясающая память, он запоминает события в мельчайших деталях, может легко сдать госэкзамен по математике, но общаться с людьми ему невыносимо сложно. Кристофер хочет полететь в космос и там найти покой.
В первой части спектакля Кристофер окружен стенами, на которых он постоянно пишет мелом нескончаемые цифры и бессвязные слова. Аскетичная сценография Александры Дашевской отражает замкнутый мир героя. Через одну единственную дверь к Кристоферу проникают чужие люди, разрушая его одиночество, вселенную логики и чисел. Но Кристофер любит и сочинять истории: однажды он обнаруживает в соседнем дворе тело мертвой собаки и заражается маниакальной идеей – во что бы то ни стало узнать, кто посмел убить собаку Веллингтона. Ведь, по его мнению, собаки во многом важнее людей. А если совершено убийство, пусть даже собаки, виновник должен быть наказан. Детективные расследования Кристофера зачитывает его верный друг и учительница Шивон – Елена Плаксина, помогая ему разобраться в пунктуации и последовательности рассказа.
Но расследования приводят к обнаружению совсем другого преступления – нравственного. Кристофер обнаруживает, что его обманывал самый близкий человек – отец (Сергей Гирин). Вопреки уверениям отца он узнает, что его мать вовсе не умерла, а сбежала из дома с другим человеком, мистером Ширсом, хозяином убитой собаки. Он находит в комнате связку писем от матери, наполненных любовью и извинениями. Сцена с письмами – одна из сильнейших в спектакле, здесь ярость Кристофера достигает предела, он в бешенстве начинает кружиться, метаться между сжимающих его стен, не находя выхода, заталкивает письма в рот, а когда силы кончаются, прячется в привычную «раковину» своего тела, закрывая голову руками и сворачиваясь в клубок. Еще больше «добивает» Кристофера признание отца, что это он в приступе отчаяния убил собаку садовыми вилами. Мысль подростка срабатывает мгновенно: «Если папа убил собаку, значит, он может убить и меня». И Кристофер, собрав в кулак все свое мужество, решает отправиться к маме в Лондон.
Во втором действии стены раздвигаются, выпуская мальчика в безумный внешний мир шумов, звуков и криков. Визуальное решение спектакля меняется, расширяя пространство. Теперь перед ним много дверей и много решений.
Еще одна сильная роль в этом спектакле – мать Кристофера в исполнении Нелли Уваровой. Когда она видит сына, самостоятельно (а это для аутиста крайне сложно) добравшегося до нее, глаза ее полны слез, она жалеет его, но не в силах справиться с его взрывным характером, а потому ее постоянно мучает чувство вины.
В финальном монологе Кристофер скажет, что обязательно добьется всего, чего он хочет, окончит Университет, будет жить нормальной жизнью. Но в словах его будет больше горечи, чем уверенности в зыбком будущем. Вопрос, сможет ли особый человек обрести себя в обычном мире, и сможем ли мы, «нормальные» люди, помочь ему стать частью общества, останется открытым.


Специально для ЛИМ