ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Смерть в болоте

автор: Майя Крылова
событие: Манон

История, придуманная в XVIII веке аббатом Прево, не только пережила свое время как литературный шедевр, но и вдохновила многих деятелей искусств. Первый балет на эту тему был поставлен во Франции в 1826 году. Есть не очень известные оперы Обера и Хенце, есть оперные партитуры-хиты – «Манон» Массне и «Манон Леско» Пуччини. Считается, что Макмиллан посмотрел фильм с Катрин Денев – «Манон-70» – и, вдохновившись зрелищем, решил ставить на эту тему балет. Он взял музыку Массне, не чисто оперную и не из «Манон», а из разных произведений. Сквозной мелодией стала знаменитая «Элегия».

Макмиллан остался верен времени написания романа. Он наполнил действие дамами в атласе и бархате и кавалерами в париках и панталонах. Шпаги и карточные игры, свечи и гусиные перья, разодетые дворяне и грязные уличные оборванцы – контекст и фон этой трагической истории. В спектакле с обилием бытовых подробностей густая мимика – необходимая часть зрелища, а эпизод, в котором тюремный надзиратель насилует Манон, отдает эротической дотошностью. Здесь пишут письма, задирают юбки, хлещут вино, пересчитывают деньги, ездят в каретах и чинят корабельные снасти.

Действие мечется из провинциального трактира до парижского борделя с зеркалами и золоченой мебелью, от любовного гнездышка Манон и де Грие с огромной кроватью под балдахином до болот Луизианы, где героиня умирает на руках любовника. Бутафория тонет в танцах, и классическая лексика использована во всем разнообразии. В густонаселенном спектакле пляшут все: пассажиры и проститутки, жадный брат Манон и его любовница, попрошайки и похотливые любители девочек. А главное, сами герои, наделенные цепочкой выразительных дуэтов, каждый из которых соответствует новой стадии отношений.

После лондонской премьеры пресса пеняла мэтру за обращение к истории, наполненной морально сомнительными персонажами, которые участвуют в азартных играх и темных делишках. Критики смотрели в корень: «Манон», как, впрочем, и другие балеты Макмиллана, ломала представление о сюжетном костюмном спектакле, где добро, даже при трагическом конце, непременно побеждало зло. Но автор как будто бравировал выбором. «В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно?» – говорил хореограф.

Повествовательный слой может «прозвучать» по-разному в зависимости от манеры танца и стиля исполнения. «Манон» – английский спектакль, а значит, его суть – ненавязчивая тщательность танца и жеста.

Ключ к поведению героини – циничные слова из романа: «Неужели ты веришь, что с пустым животом можно быть нежным друг с другом?» Как писала лондонская газета, «для Манон Леско, как и для общества в целом, секс – это валюта». Но в финале она обесценивается.


Новые известия