ДОМОЙ
РАCПИСАНИЕ
О ПРОЕКТЕ


facebook
вконтакте
twitter
Теплота коллективного

Ратманский — хореограф кордебалета и его интересует социальное. Раз за разом в его балетах возникает тема соотношение личного и публичного. Соседство «Русских сезонов» и «Concerto DSCH» в этом отношении крайне иллюстративно. «Русские сезоны» разворачиваются в некотором архитипическом неопределенно-русском пространстве с плясовыми, плачами, гуляньями, щемящей тоской и язычеством, с мощной цветовой символикой. Повествовательная канва в «Сезонах» распадается на отдельные истории, более или менее самостоятельные, на пары, выделенные цветами, на мальчиков и девочек, на отдельных персонажей вокруг примы (или деревенской красавицы?).
В «Concerto DSCH», поставленном вокруг другого русского прошлого — советского, отдельные истории не выбиваются из общей композиции, не разрушают физкультурных перестроений танцовщиков. Напряжение между личным и публичным в «Concerto DSCH» лишается у счастливого Ратманского трагедии, станцовано без противопоставлений и надрыва. Ратманский находит момент интимности в массовых сценах, на виду у всех. И это не выглядит как эскапизм или фриковство — личные отношения развиваются аккуратно и вдруг оказываются вполне приемлемыми, вписываются в коллективизм зарядки Шостаковича. Да и общее дело распадается у Ратманского на отдельные акты взаимодействия: дружбы, любви, товарищества. Но все сливается в какой-то общий орнамент. Лирический дуэт главных героев «Concerto DSCH» становится не просто продолжением массового гулянья, но и заканчивается в компании друганов и подружек. Ратманский готовит какой-то чудодейственный рецепт того, как жить в обществе, более того — в коллективе (вполне советском) без надлома и колик. И этим, кажется, влезает в поле самых радикальных социальных практик.
Журнал «Театр»